James Berry — Reserved Knowledge. Гравюра

berry

В 1777-1784 годах ирландский художник, неоклассик, Джеймс Барри написал шесть крупных живописных полотен для украшения Парадного зала (Great room) Королевского общества Искусств в Лондоне.
Название всей композиции «Развитие человеческой культуры и знания».

На шестой картине, «Элизиум и Тартар, или последнее воздаяние» (1.3 х 3.15 м, вытянутое по горизонтали полотно), в левой её части, изображена группа избранных ученых, самые значительные имена в истории человечества. Этот фрагмент «Элизиума» сам Барри перенес на отдельную гравюру «Накопленное знание» («Reserved Knowledge»).

Элизиум – область царства мертвых, где пребывают тени (души) героев и добродетельных людей. Барри помещает сюда знаменитого алхимика Роджера Бекона и его покровителя епископа Гроуседа (сидят в правом углу), Фалеса Милетского (астроном и математик), Декарта (декартовы координаты!) и Архимеда (сидят на переднем плане слева). Сзади стоят сэр Френсис Бэкон (философ, его считают основателем методологии науки), Коперник, Галилей и Ньютон.
«Ученые с восторгом и ужасом внимают сейчас голосу высшего разума, который открывает им истинные законы природы» (из записки Джеймса Барри).
По замыслу – грандиозная сцена! Высший разум – это крупная фигура в центре, похожая на мраморную статую.

Забавно, что на картине среди ученых видна ещё одна голова (она — за плечом Фалеса), но о ней Барри в своей подробнейшей объяснительной записке ничего не говорит. Каким образом этот ученый пробрался в Элизиум – неизвестно.

«Reserved knowledge» и весь «Элизиум» написаны в жанре аллегории.
Знаменитая фреска Рафаэля «Парнас» (лучшие поэты всех времен и богини собраны на мифической горе) – такая же аллегория.